Городам – дороги, жителям – тревоги
Строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали между Петербургом и Москвой – один из самых масштабных и самых обсуждаемых проектов. С одной стороны, он разовьет транспортные, экономические и культурные связи между двумя столицами, с другой – лишит привычного жилья сотни людей.
Амбициозный проект
Год назад, 14 марта 2024-го, президент России лично дал старт полномасштабной реализации проекта строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург (далее – ВСМ).
«Магистраль между Москвой и Санкт-Петербургом пройдет по территории шести субъектов Федерации, в которых проживает около 30 млн человек. Это порядка 20 % всего населения России. В перспективе такие выделенные высокоскоростные маршруты соединят и другие наши регионы, будут способствовать росту туризма и деловой активности… Проект ВСМ предполагает широкую производственную кооперацию, участие многих трудовых коллективов и инженерных команд, а значит – хороший стимул к развитию получит целый ряд отраслей нашей экономики. Будет сделан еще один шаг в укреплении технологического суверенитета страны», – отметил Владимир Путин.
Ожидается, что после запуска ВСМ пассажиропоток между городами «в зоне притяжения» достигнет 23 млн человек к 2030 году. Состав из восьми вагонов вместимостью 454 пассажира сможет развивать скорость до 400 км/ч. В результате из Москвы в Петербург можно будет добраться за 2 часа 15 минут, из Твери до Белокаменной – за 39 минут, из Великого Новгорода до Северной столицы – и вовсе за 29 минут. Составы будут ходить каждые 10–15 минут. Билет за полное путешествие обойдется примерно в 10 тыс. руб.
Согласно концессионному соглашению, которое в конце прошлого года подписали компания «ВСМ Две столицы» и Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор), общая стоимость проекта составит 2,35 трлн рублей. Срок запуска – 1 апреля 2028 года. Заключен и договор с Государственной транспортной лизинговой компанией на поставку до 2030 года 41 высокоскоростного состава (это будет первая партия таких поездов).
В Петербурге терминал для приема и отправления поездов появится рядом с Московским вокзалом, на месте складов Кокоревых. Объект представляет собой 17 корпусов на Лиговском проспекте, 50–52, построенных в XIX веке. Сейчас там работают офисы, магазины, бары и мастерские. По словам вице-губернатора Санкт-Петербурга Кирилла Полякова, исторические здания не пострадают, их просто интегрируют в платформу так, что поезда будут заезжать прямо внутрь построек.
Транспортную доступность терминала ВСМ обеспечат не только подключением наземного транспорта и строительством новых проездов, но и за счет использования двух станций метрополитена. В Смольном заявили, что частично эту задачу решит строительство второго выхода со станции «Лиговский проспект-1». В дальнейшем на привокзальной площади у терминала появится вестибюль станции «Лиговский проспект-2» новой, Красносельско-Калининской линии.
Официальное изъятие
Реализация столь масштабных проектов часто сопряжена с довольно жесткими мерами в отношении как юридических, так и физических лиц. Речь, в частности, идет об изъятии земель и зданий для строительства. Проект ВСМ не стал исключением. Росжелдор выпустил уже несколько распоряжений об изъятии объектов недвижимости для строительства магистрали.
В последнем (на данный момент) распоряжении, принятом в феврале, опубликован перечень таких объектов в Петербурге. Он содержит 85 наименований, все это – квартиры и нежилые помещения в домах, где собственниками указаны физлица. Так, в список попали 14 офисных помещений в доме 12 по Транспортному переулку и 15 жилых помещений в доме 4 по Днепропетровской улице (квартиры и номера в мини-отеле). Все они расположены на Лиговке. Остальные помещения – это квартиры в домах на территории Фарфоровского поста: № 2, 4, 34, 40, 48 и 54.
Что касается Фарфоровского поста, после того как изъятие жилья оформилось в реальную перспективу, градозащитники начали борьбу за признание комплекса (здание ж/д станции плюс шесть домов на противоположной стороне дороги) памятником. В итоге объект признали «достопримечательным местом». Новый статус, хоть и запрещает снос, позволяет передвигать корпуса на 10–20 м «в границах регламентной зоны». Предполагается, что по территории поста пройдут шесть главных ж/д путей. В итоге вокзал и дом 54 свяжут подземным переходом с выходом на платформы – так будет сформирован новый пассажирский комплекс станции Фарфоровский пост.
Встреча с жителями
12 марта представители РЖД лично пообщались с теми жителями Фарфоровского поста, чьи дома «попали под раздачу» из-за ВСМ. Встреча, которой жители добились обращениями в Смольный, состоялась в администрации Фрунзенского района. Пришло порядка ста человек.
Всего в городе на Неве под ВСМ предстоит расселить 120 квартир – такие цифры озвучил замначальника дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству ОАО «РЖД» Евгений Кабаков. 18 квартир изымут в Центральном районе, все остальные – во Фрунзенском. При этом 53 квартиры находятся в частной собственности, 3 – в общедолевой (город и физлица), еще в 45 квартирах люди живут по договору соцнайма. В упомянутом февральском распоряжении Росжелдора говорится об изъятии 56 квартир – тех, что находятся в частном и общедолевом владении. Вопрос о расселении «социального» жилья пока в стадии разработки.
Представитель РЖД обрисовал этапы процесса в случае, если собственники жилья согласны на денежную компенсацию и сумма возмещения их устраивает. При таком идеальном раскладе все пройдет по следующей схеме. После издания распоряжения Росжелдор в обязательном порядке информирует жителей о принятом решении (лично или по почте). Далее происходит осмотр жилья, оценка его стоимости и подготовка соглашения об изъятии, которое затем направят на подписание собственнику вместе с отчетом об оценке. После РЖД выплатит компенсацию и жителям предоставят 20 дней на подготовку к переезду, в течение которых соглашение должно быть зарегистрировано в Росреестре. На завершающем этапе бывшему владельцу дадут десять дней, чтобы освободить квартиру.
Г-н Кабаков заверил, что оценка будет базироваться на рыночной, а не кадастровой стоимости недвижимости, будет учтена и стоимость земли под домом. Кроме того, возьмут в расчет наличие ремонта, затраты на аренду (три-четыре месяца) и два переезда – во временное жилье и затем на постоянное место жительства. Компенсируют и услуги риелторов.
Переживания собственников
К слову, оценка квартир, подлежащих изъятию, уже началась. Этим занимаются специалисты компании «Мастеркад»: осматривают жилье, заполняют анкеты. Последнее уже вызвало напряжение у обитателей домов. Так, люди жаловались, что анкеты содержат скудное количество сведений, что субъективные особенности жилья в них отразить невозможно. Между тем в одних квартирах – паркет и итальянский кафель, в других – линолеум и плитка советских времен. Кроме того, часть мебели придется оставить, так как в «фарфоровских» квартирах высокие потолки, а в новой недвижимости – вряд ли.
Местные жители также сетовали, что многое в системе оценки играет против них. Например, их дома – двухэтажные, а для квартир на первом и последнем этажах действует понижающий коэффициент. Далее, метро отсюда неблизко, в 2 км, – это снова редуцирующий показатель, а ведь на электричке до центра города (Московского вокзала) можно доехать за 15 минут.
Тревожила собравшихся и география расселения. Один из жителей припомнил слова президента России о том, что людей нужно определять поближе к «старому месту». Действительно, на январском совещании в правительстве Владимир Путин обратился к вице-премьеру Марату Хуснуллину: «Там, где люди жили и их дома были снесены, а участки отданы инвесторам, нужно, конечно, сделать все для того, чтобы люди получили квартиры близко к прежнему месту жительства. Чтобы их там за черту города не переселяли…»
Большинство граждан переживало, что суммы компенсации не хватит на покупку нового, даже самого скромного жилья. Уже пошли слухи, что квадратный метр в изымаемых квартирах будет стоить не больше 100 тыс. руб. (в то время как по официальным оценкам Минстроя РФ на I квартал 2025 года этот показатель превышает 165 тыс. руб. – прим. ред.). Неясно, откуда взялась эта цифра, но если это правда, то ни о какой равноценной замене, конечно, не может быть и речи.
Помимо всего прочего, петербуржцев волновали вопросы, связанные с семейными отношениями. Например, если старая квартира была куплена до брака, а потом собственник завел семью, то будет ли новое жилье «на автомате» считаться совместно нажитым имуществом? Влияет ли на условия переселения то, что старая квартира была куплена с привлечением материнского капитала? Как поступят с одинокими пожилыми людьми, которые просто не осилят переезд, аренду и покупку новой недвижимости?
Все сложные вопросы в РЖД поклялись рассмотреть индивидуально.
Алгоритм для несогласных
Самый животрепещущий вопрос жители приберегли напоследок: что делать, если мы хотим не денег, а жилье взамен? «Нашу квартиру признали аварийной. И нам так и не предоставили жилье. Мы не хотим никакого возмещения. Мы хотим такого же метража квартиру в этом же районе. Почему мы этого не можем получить по закону?» – озвучил общие чаяния один из собственников.
На это г-н Кабаков заметил: механизм возмещения «натурой» дольше и сложнее. Шанс найти «квартиру-близнеца» взамен изымаемой почти нулевой. Новое жилье в любом случае будет отличаться, и если оно окажется дороже, то за это придется доплатить. Кроме того, сначала квартиру должно будет приобрести РЖД, чтобы стал возможным обмен одного объекта на другой.
Собравшимся также разъяснили, как действовать, если они не согласны с предлагаемой по итогам оценки суммой. Можно не подписывать соглашение, и тогда через 45 дней другая сторона (Росжелдор или РЖД) обратится в суд – спор о цене решат уже там на основании экспертизы. Свою позицию нужно будет подкрепить аргументами и доказательствами. Кстати, многие жители в любом случае намерены заказать независимую оценку: хоть это и стоит денег, на кону гораздо большие суммы.
На встрече были как собственники, так и наниматели. Правда, последним объявили, что через пару месяцев по ним будет отдельная встреча. И тут уже администрация района не просто предоставит зал, но и активно подключится к процессу.
Главный камень преткновения в случае с нанимателями, впрочем, уже наметился. По идее, им должны предоставить новое жилье такого же метража, что было в прежнем. Однако в этом случае не будут учтены нормативы минимума площади на человека. Например, в одной из таких квартир на 40 квадратах ютится семья из пяти человек. При этом по петербургскому законодательству на каждого домочадца положено 18 кв. м. То есть данной ячейке общества потребуется помещение площадью не менее 90 квадратов! Что с этим делать – непонятно, но время на раздумья у властей еще есть…
Судя по новостям в СМИ, подобные встречи проходят не только в Петербурге, но и в других регионах, территорию которых охватит ВСМ. Напомним, что трасса протяженностью 679 км пройдет через шесть субъектов: Москву, Санкт-Петербург, Московскую, Ленинградскую, Новгородскую и Тверскую области. Проект затронет интересы не только горожан, но и жителей деревень, поселков, а также членов садово-огородных товариществ, гаражных кооперативов и прочих сообществ. И в каждом случае властям и бизнесу придется отвечать на неудобные вопросы и решать непростые проблемы. Что ж, такова плата за прогресс!
17.03.2025 09:00 | Источник БН.ру
Автор: Зоя Горохова
Фото: Изображение от Freepik
- Свежее
- Популярное
- Обсуждаемое
На десяти улицах Парголово впервые появилось наружное освещение